Подшипник — сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение или линейное перемещение
Для работы фрезеровального станка и его шпинделя необходимо, чтобы все узлы работали безукоризненно. Один из наиболее важных узлов шпинделя – подшипники. Расскажем о них подробнее
Подшипники выполняют очень важную функцию – они позволяют валу вращаться, в то же время надёжно фиксируя его от смещений (радиальных и осевых), воспринимая собой нагрузку и передавая усилие опоре.
Подшипники имеют множество разных видов и типов. Рассмотрим наиболее широко используемые из них. Классификация подшипников производится по материалу, типу нагрузки, форме тел качения, и другим признакам.
Традиционно подшипники изготовляются из металла. В последние годы распространение получила новейшая разработка – керамические подшипники, имеющие много преимуществ перед стальными. Промежуточный вариант – гибридные подшипники, у которых кольца выполнены из стали, а шарики (тела качения) – из керамики.
Есть также самосмазывающиеся подшипники на шпиндель. Такие подшипники производятся с кольцами, имеющими мелкие поры, полученные методом спекания порошков керамики и металла. В порах металлокерамических колец удерживается смазка, вследствие чего подшипники не нуждаются в смазке в течение всего срока службы, и называются самосмазывающимися.
По типу воспринимаемой нагрузки подшипники делятся на следующие типы:
-
радиальные
-
радиально-упорные
-
упорно-радиальные
-
упорные
Радиальные подшипники рассчитаны на радиальную нагрузку. Упорные подшипники хорошо выдерживают осевую нагрузку. Радиально-упорные и упорно-радиальные подшипники занимают промежуточное положение и могут воспринимать как радиальные, так и осевые нагрузки.
В процессе установки подшипников их нужно правильно установить на место при помощи запрессовки, причём установка подшипников в шпинделе должна быть очень точной, без малейших перекосов. Неправильная установка может увеличить биение на валу и уменьшить точность обработки, а также сократить срок службы шпинделя.